
Запуск речи у детей

Все родители радуются, когда их малыши произносят первые слова, которые позже становятся фразами и предложениями. Речь - это важный показатель развития ребенка. Сегодня специалисты отмечают, что количество неговорящих детей растет. На этот счет у многих родителей, бабушек и дедушек есть в запасе истории с благополучным концом о детях родственников, которые долго “молчали”, но потом быстро разговорились.
Наследственная предрасположенность играет роль в психологическом развитии ребенка, но она не оправдывает бездеятельность и беспечность взрослых в такой ситуации. Если речевые навыки не сформировались или развиты слабо, малышам нужен логопедический запуск речи. Важно не упустить возможность и начать занятия по запуску речи у неговорящих детей как можно раньше.
Что такое запуск речи с логопедом
Запуском речи называют комплекс мер, которые стимулируют ребенка к общению. Специалисты используют коммуникативные методики. Они помогают детям научиться произносить звуки и слова, формируют фразовую речь, развивают навыки общения.
Развивающие занятия для запуска речи нужны детям с плохо сформированными навыками речи или тем, кто не разговаривает совсем. Чем раньше начать занятия, тем легче будет малышам научиться выражать потребности и эмоции.
Цели программы по запуску речи:
- развитие навыков коммуникации;
- помощь ребенку в произношении звуков, слов, фраз, предложений;
- развитие познавательных навыков и способностей;
- стимуляция психического развития;
- помощь в социальной адаптации, формировании умения общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Развивающие занятия по запуску речи не только помогают сформировать навыки общения, но и стимулируют стремление ребенка к познанию окружающего мира, поддерживают его психическое здоровье.
Этапы развития речи
Формирование речи у ребенка начинается до года, примерно в 5-6 месяцев, когда появляется первый лепет. Это реакция на обращение родителей, звуки окружающего мира. Постепенно лепет превращается в первые слова, которые ребенок произносит в 9-12 месяцев. После года малыш повторяет слова за взрослыми, постепенно начинает употреблять их самостоятельно. Запуск фразовой речи начинается в возрасте около двух лет. В таблице более подробно описаны этапы формирования речевых навыков, с советами родителям, как развивать словарный запас и коммуникативные навыки сына или дочери.
Возраст | Особенности речи | Советы родителям | Актуальные вопросы |
5-8 месяцев | Активный лепет, первые четкие звуки, младенец активно реагирует на слова и интонацию голоса взрослых | Побольше разговаривать с малышом, играть с ним, давать звуковые игрушки для улучшения слухового восприятия | Как стимулировать произношение слогов, научить ребенка реагировать на имя, повторять слова за взрослыми? |
9-12 месяцев | Появление первых слов, активное подражание речи взрослых, повторение слов, умение воспроизводить звуки животных: “ав-ав”, “мяу”, “кря-кря” | Стимулировать повторения слов и фраз, комментарии действий, чтение детям первых книг с картинками | Как стимулировать ребенка к произношению слов, расширять его словарный запас, формировать понимание обращенной речи? |
1-1,5 года | Первые фразы из 2-3 слов, активное расширение словарного запаса | Стимулировать детей к участию в ролевых играх, общению со сверстниками, использовать пальчиковые и музыкальные игры | Как помочь ребенку разговориться при бедном словарном запасе и отсутствии фраз? |
1.5-2 года | Ребенок строит предложения, начинает задавать вопросы, речь становится более четкой и выразительной | Больше общаться через совместные игры, задавать вопросы малышу, помогать ему изучать окружающий мир | Что делать при отсутствии речи или если ребенок говорит только отдельные слова и не всегда понимает обращенные к нему предложения? |
2-3 года | Речь у ребенка осознанная, он использует ее для общения, познания и выражения мыслей и желаний, разговаривает предложениями, словарный запас достаточный для коммуникации | Читать книги с дальнейшим обсуждением, предлагать участие в играх, стимулировать общение с другими детьми | Что делать, если речь скудная или отсутствует? Как выбрать специалиста по запуску речи? |
Когда нужно обратиться к логопеду в центр запуска речи
Даже в первые месяцы жизни младенца внимательные родители обращают внимание на “красные флаги”. Они указывают на необходимость запуска речи. К таким признакам относят чрезмерно спокойное поведение малыша, когда он не реагирует на окружающие звуки, не следит глазами за действиями взрослых, не издает звуков. К настораживающим факторам относится отсутствие улыбки при приближении родителей. Лепет у таких младенцев почти отсутствует или выражен слабо.
В возрасте 9-12 месяцев малыш не использует указательный жест, не подражает окружающим звукам, не делает попытки произнести первые слова. Это сигналы для родителей, свидетельствующие о задержке речевого развития, когда в будущем могут понадобиться занятия по запуску речи у ребенка.
Признаки необходимости запуска речи у детей в возрасте 2-3 года:
- плохая реакция на обращенную речь, непонимание просьб родителей;
- отсутствие слов после года;
- плохой словарный запас в возрасте 2-3 года;
- отсутствие фраз в речи после 2 лет;
- сложности с запоминанием новых понятий;
- много ошибок в речи после 3 лет;
- ребенок общается только отдельными словами и короткими предложениями в 2,5-3 года;
- неумение выразить мысль в 3 года;
- отсутствие жестов при попытке коммуникации;
- неумение общаться и взаимодействовать в игре со сверстниками.
Отсутствие навыков коммуникации отражается на поведении ребенка. У большинства неговорящих малышей в возрасте 2-4 года есть признаки тревожности, чрезмерной эмоциональности, неумения управлять чувствами, гиперактивности. Такие поведенческие нарушения затрудняют игру со сверстниками, приводят к непониманию. Они также указывают на необходимость использования программы запуска речи.
Почему ребенку нужен логопед
Логопед - это специалист, который владеет методиками запуска и развития речи. Во время занятий он помогает ребенку научиться произносить звуки и слова, использовать жесты для невербальной коммуникации, развивать логичную связную речь, грамматически правильно строить предложения.
Для каждого ребенка логопед разрабатывает индивидуальные программы запуска речи, учитывая особенности его общего здоровья и развития. Он также занимается коррекцией произношения отдельных звуков, улучшением навыков коммуникации.
Логопед консультирует родителей, дает рекомендации, как закрепить результаты запуска речи на занятиях в домашних условиях.
Сколько стоит запустить речь ребенку в центре «Гимельтав»
Коррекционное занятие по запуску речи с 1,5 года | 55.00 руб. |
Абонемент 5 занятий по запуску речи | 261.25 руб. |
Что входит в логопедическую программу запуска речи
Программа состоит из двух этапов. На первом из них специалист оценивает уровень развития речи у ребенка. Задержка речевого развития не является диагнозом. Она может произойти по комплексу причин: от серьезных заболеваний до педагогической запущенности. Чаще всего среди причин выделяют патологические роды, аутизм, заболевания органов слуха, умственную отсталость, эпилепсию. Перенесенные в раннем возрасте нейроинфекции или черепно-мозговые травмы также могут отрицательно отразиться на речевом развитии малыша. Особенно актуален в Беларуси запуск речи при аутизме, который проводят в Минске опытные логопеды.
Второй этап логопедической программы - это подбор методик, используемых во время проведения занятий.
Какие методики запуска речи используют сегодня
В современной логопедии применяют следующие методики:
- игровая - игру сопровождают комментариями и звуками, например, “бежал зайчик и упал - бух!”, вовлекаясь в игру, ребенок учится повторять слоги и слова;
- визуальный - речь запускается при помощи использования картинок кубиков, карточек с изображениями предметов и действий;
- жесты и мимика - рекомендован детям, у которых полностью отсутствует речь;
- моделирование речи - ребенку показывают предмет, называя его, расширяют предложение, например, “это дом” - “это большой красивый дом”;
- повторение и подражение - упражнения на занятиях стимулируют ребенка повторять звуки, слоги и слова за логопедом.
Методики для запуска речи в год и старше также предусматривают выполнение упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики, логопедического массажа. Они нужны, чтобы укрепить речевой аппарат: губы, язык, небо, органы дыхания. Такие занятия снижают тревожность у ребенка, помогают ему стать более внимательным на занятии, что повышает их эффективность.
Противопоказания
Занятия с логопедом нужно временно отложить, если у ребенка диагностированы инфекционные заболевания в острой стадии, сопровождающиеся повышением температуры тела и общим ухудшением самочувствия. Некоторые из противопоказаний относятся к выполнению логопедического массажа. Это наличие повреждений в местах проведения, физическое истощение, период реабилитации после перенесенных заболеваний, эпилепсия.
Некоторые из детей с РАС, умственной отсталостью, неврологическими нарушениями испытывают чрезмерные сенсорные нагрузки во время занятий. Это приводит к поведенческим нарушениям и снижению эффективности программы. В таких случаях занятия проводятся по согласованию с врачом-психиатром и с учетом его рекомендаций.
Помощь родителей
В школе по запуску речи «Гимельтав» всегда подчеркивают, что успех занятий возможен только при объединении усилий специалистов и родителей. В знакомой для ребенка домашней обстановке есть все предпосылки для повторения и закрепления результатов, полученных на занятиях.
Родителям рекомендуют:
- больше проводить времени с детьми в активном общении;
- комментировать события, которые происходят вокруг - “смотри, птичка полетела”, “видишь, как умывается котик”;
- играть со звуками - «Поезд едет ‘чух-чух’, а машина ‘бип-бип'»;
- стимулировать подражание;
- создавать речевые ситуации, которые вовлекают в общение;
- чаще хвалить ребенка даже за небольшие достижения.
Для закрепления результатов занятий с логопедом по запуску речи в домашней обстановке нужно предлагать ребенку пирамидки, сортеры, пальчиковые куклы. Во время игры проговаривают действия, комментируют их, стимулируют малыша к повторению и подражанию.
Не нужно ставить перед ребенком непосильные на данные момент задачи и ожидать от занятий сиюминутных результатов. Малышам с задержкой речевого развития требуется больше времени и усилий, чтобы достичь уровня сверстников. Родителям нужно проявить максимум терпения, радоваться каждому, даже небольшому достижению ребенка.
Если у вашего сына или дочери наблюдается задержка речевого развития, не откладывайте решение этой проблемы и не ожидайте, что она разрешится сама собой. Ранний запуск речи в 1 год поможет малышу преодолеть трудности с формированием речевых навыков и догнать сверстников.
В нашем центре «Гимельтав» запуск речи в Миске проводят опытные специалисты. Мы используем современные методики, делаем занятия интересными и познавательными для детей, помогаем им в общении и социализации.
Коррекционное занятие по запуску речи с 1,5 года
|
55.00 руб.
|
Абонемент 5 занятий по запуску речи
|
261.25 руб.
|

Адаптивная физическая культура (АФК) - это составная часть физической культуры, ориентированная на удовлетворение потребности в физическом совершенствовании и адаптацию к условиям жизнедеятельности инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития.

Способность говорить не передается человеку с рождения, речь формируется в процессе роста и развития при определенных условиях. Крайне важно своевременно помочь детям, которые испытывают трудности с речью, заговорить, дать толчок для запуска речи.

Терапия проф. Альфреда Томатиса – это слуховой тренинг, во время которого ребенок слушает музыку с определенными звyковыми частотами. Это произведения Моцарта и григорианские песнопения, обработанные на специальным оборудовании, которое называется «электронное ухо».

В процессе диагностики делается четкое заключение о состоянии высших психических функций: внимания, памяти, мышления, речи, зрительного, слухового, тактильного восприятия. Именно эти процессы определяют успешность ребенка в школе. По результатам диагностики мы проводим коррекционную работу.

Услуга детской логопедии обладает рядом преимуществ: ранняя диагностика и многопрофильный подход, индивидуальные программы и инновационные методики для коррекции речи. Помогаем детям развить чёткую речь, словарный запас и уверенность в общении.

Программа, посвященная пище и питанию длится 5 дней с понедельника по пятницу. В программу дня входят групповые и индивидуальные терапевтические занятия – с участием ребенка и его опекуна. Групповые занятия включают групповое стимулирование приема пищи.