Нейропсихологическая коррекция
Что такое нейропсихологическая коррекция
Нейропсихологическая коррекция — система упражнений и методов, направленных на поддержку гармоничного развития мозга ребенка. Цель нейропсихологии — в комфортном формате и темпе выстроить те связи (взаимодействие) между отделами мозга, которые отвечают за внимание, речь, память, поведение, обучение и эмоциональную устойчивость.
Многие сложности — невнимательность, частые ошибки при письме и чтении, импульсивность, трудности с запоминанием или неуверенность в себе — могут быть связаны не с отсутствием старания, а с незрелостью отдельных функций мозга ребенка. Нейрокоррекция для детей помогает развить эти функции через специально подобранные игровые, двигательные и когнитивные задания.
Когда стоит обратиться к нейропсихологу?
Поводом записаться на диагностику и занятия могут быть следующие нарушения:
- Проблемы с вниманием и концентрацией. Ребёнку сложно сосредоточиться на задании, он быстро устает, отвлекается на любые стимулы, «теряется» в инструкции.
- Особенности поведения. Излишняя детская импульсивность, резкие эмоции, частые конфликты, трудности с переключением или, наоборот, выраженная заторможенность.
- Проблемы с речью. Задержка речевого развития, трудности в понимании обращенной речи, медленное формирование словарного запаса или сложности с построением фраз.
- Сложности в обучении в школе. Ошибки при чтении и письме, трудности с усвоением школьной программы, проблемы с памятью, пониманием материала или выполнением заданий по инструкции.
- Неустойчивое эмоциональное состояние, СДВГ. Тревожность, неуверенность, повышенная чувствительность к новой обстановке или активным видам деятельности.
- Задержка развития отдельных навыков. Трудности с мелкой моторикой, ориентацией в пространстве, координацией движений.
- Рекомендации других специалистов: логопеда, невролога, детского психолога, педагога, которые отмечают особенности, требующие нейропсихологического подхода.
Если родителей что-то настораживает в поведении или развитии ребенка, лучше не откладывать консультацию. Ранняя диагностика и обследование у специалистов (психолог, логопед, дефектолог — при необходимости)позволяет точнее определить, какие нарушения требуют занятий по коррекционной программе, а какие навыки достаточно помочь развить.
Почему стоит выбрать центр «ГимельТав» для нейропсихологической коррекции
В центре нейрокоррекции «ГимельТав» мы создаем безопасное пространство, где детская нейропсихология опирается на научный подход, современную практику и уважительное отношение к особенностям каждого ребенка.
Наши нейропсихологи проводят коррекционные занятия для детей в мягком, поддерживающем формате: без давления, с опорой на интересы и возможности ребенка. Мы не просто используем отдельные упражнения — мы строим продуманную нейропсихологическую программу. Такой подход позволяет ребенку постепенно и уверенно осваивать навыки, необходимые для успешного обучения, общения и повседневной деятельности.
Перед началом персональной коррекционной работы мы проводим диагностику: определяем сильные стороны, уточняем причины трудностей, обсуждаем ожидания родителей. Это дает возможность сформировать персональную программу нейрокоррекции, направленную именно на те процессы мозга, которые требуют поддержки.
Мы понимаем, что родителям важно быть в курсе происходящего. Поэтому после каждого этапа занятий взрослые получают понятные персональные комментарии специалиста: что уже получается, а над чем нужно продолжать работать.
Какие результаты дает нейропсихологическая коррекция?
Основные положительные изменения, которые родители отмечают после занятий:
- улучшение концентрации внимания, памяти;
- развитие связной речи и расширение словарного запаса;
- снижение импульсивности, улучшение эмоциональной регуляции;
- рост учебной мотивации и уверенности в своих силах;
- улучшение навыков чтения и письма, повышение понимания учебного материала;
- формирование навыков планирования и последовательного выполнения действий;
- укрепление межполушарных связей, влияющих на координацию, пространственное восприятие и общую собранность;
- развитие самостоятельности и инициативности в игре, общении и обучении.
В результате ребенок становится более собранным, самостоятельным и мотивированным, что создает прочную основу для успешного обучения и гармоничного развития.
О курсе нейрокоррекции в центре «ГимельТав»
Мы стремимся обеспечить системную и последовательную работу над развитием высших психических функций ребенка. На первом занятии специалист предлагает задания, чтобы определить базовый уровень нейропсихологического развития. В зависимости от результатов диагностики и целей формируется персональная нейропсихологическая программа.
В среднем курс включает 12–24 занятий. Длительность одного нейрокоррекционного занятия для детей дошкольного возраста — 30 минут, для школьников — 50 минут. Во время прохождения курса возможна корректировка структуры — чтобы адаптировать программу под текущий прогресс ребенка и изменить интенсивность при необходимости.
Занятия по нейрокоррекции могут сочетаться с логопедией, дефектологией, адаптивной физической культурой (АФК) и другими терапевтическими направлениями — нужные специалисты есть в центре. Это дает возможность выстроить программу, которая максимально соответствует персональным потребностям и возможностям ребенка.
Показания к занятиям в зависимости от возраста
Нейропсихологическая коррекция учитывает естественные этапы развития ребенка, поэтому индивидуальные показания к занятиям могут отличаться в разные возрастные периоды. Так же отличаются и эффективные методики, которые применяют психологи, нейропсихологи, логопеды и другие специалисты, которые работают с ребенком.
|
Возраст |
Возможные проблемы, нарушения — показания к занятиям |
|
3–4 года |
● трудно удерживать внимание в игре; ● медленно развивается речь, сложности с пониманием инструкций; ● резкие или нестабильные детские эмоции; ● неловкость в движениях, трудности с бытовыми навыками; ● напряжение при смене деятельности. |
|
5–6 лет |
● быстрая утомляемость при заданиях; ● трудности с запоминанием и воспроизведением информации; ● проблемы с ориентировкой и последовательностью действий; ● сложности в подготовке к школе, избегание заданий; ● повышенная тревожность или упрямство. |
|
7–10 лет |
● ошибки при чтении, письме, счете; ● отвлекаемость и импульсивность; ● сложности с самостоятельным выполнением домашних заданий; ● трудности с пониманием учебного материала; ● быстрая утомляемость, снижение мотивации. |
|
11–14 лет |
● трудности с планированием и организацией времени; ● проблемы с переработкой больших объемов информации (соответственно возрасту); ● скачки настроения, неуверенность, раздражительность; ● длительные трудности в обучении, требующие поддержки. |
Коррекция эффективна при любом из этих нарушений, поскольку воздействует на их основу — развитие и укрепление мозговых процессов
Методы двигательной нейрокоррекции
Детская нейропсихологическая коррекция включает разные направления — от когнитивных упражнений до сенсомоторных и игровых методик. Один из самых эффективных и востребованных подходов — двигательная нейрокоррекция.
Двигательные упражнения используют как самостоятельный метод и как важная часть комплексной программы развития ребенка. Именно движение помогает активно включать те зоны мозга, которые отвечают за внимание, речь, память, поведение и эмоциональную регуляцию.
Если в процессе диагностики определяется, что трудности связаны с незрелостью сенсомоторных или межполушарных связей мозга, в индивидуальную программу обязательно включаются двигательные упражнения:
- Перекрестные движения. Упражнения, в ходе которых правая рука работает с левой ногой и наоборот активируют межполушарные связи, улучшают внимание, координацию, когнитивные способности.
- Упражнения на баланс. Стояние на балансире, ходьба по линии, удерживание равновесия на мягкой опоре улучшают работу зон мозга, отвечающих за контроль движений, пространственное восприятие и устойчивость.
- Возврат ранних двигательных этапов. Ползание или «рыбка» на животе восстанавливают базовые сенсомоторные паттерны — фундамент для речи и школьных навыков.
- Ритмические шаги и движения под счет или музыку. Развивают темп, ритм, слухо-моторную координацию, помогают улучшить саморегуляцию и устойчивость внимания.
- Сенсомоторные упражнения. Шаги по разным поверхностям, работа с мячами разного веса, тактильные задания для обеих рук помогают наладить правильную работу между двигательной и сенсорной системами.
Все эти упражнения — не просто физическая активность, а базовая «перепрошивка» мозговых связей, необходимая для успешного развития речи, внимания и обучения.
Этапы нейропсихологической коррекции
Нейрокоррекция — поэтапный процесс. Каждый шаг программы построен так, чтобы учитывать индивидуальные особенности нейропсихологического развития, темп ребенка и динамику изменений. Основные этапы:
- Первичная консультация. На консультации нейропсихолог уточняет запрос, историю развития ребенка, особенности поведения, школьные или бытовые трудности. Этот этап помогает установить доверительный контакт и определить, какие направления коррекции могут быть наиболее полезны для решения существующих проблем.
- Нейропсихологическая диагностика. На первой консультации проводится диагностика, чтобы позволяет оценить работу внимания, памяти, взаимодействие полушарий мозга, развитие речевых и сенсомоторных функций. Цель — понять, какие именно функции требуют поддержки.
- Составление персональной программы. На основе данных диагностики специалист индивидуально подбирает упражнения, определяет последовательность и интенсивность занятий. Программа может включать когнитивные, игровые и двигательные элементы, логопедические и сенсомоторные задания — все, что соответствует персональным потребностям конкретного ребенка. Родители получают подробную информацию о том, как специалист планирует работать с ребенком, какие цели преследует, через какое время (ориентировочно) получится достичь результатов.
- Регулярное проведение занятий. Занятия проходят в спокойной, поддерживающей атмосфере. Ребенок может пробовать, ошибаться, учиться и постепенно наращивать навыки.
- Оценка динамики и корректировка программы. Нейропсихолог регулярно отслеживает изменения: что стало даваться легче, какие полезные навыки укрепились, какие трудности сохраняются. По мере прогресса программа корректируется.
- Обратная связь родителям. Семья получает понятные рекомендации и разъяснения по тому, как развивается ребенок. Это помогает взрослым формировать дома среду, которая усиливает результаты занятий.
- Завершение курса. Когда поставленные цели достигнуты, специалист подводит итоги, обсуждает результаты, дает рекомендации по дальнейшему развитию, поддержанию навыков или периодическому коррекционному сопровождению.
Таким образом, нейропсихологическая коррекция представляет собой целостный и гибкий путь от выявления причин трудностей к их устойчивому преодолению, с вовлечением в этот процесс как самого ребенка, так и его семьи.
Стоимость
|
Диагностика нейропсихолога (для дошкольников)
60 мин
|
140.00 руб.
|
|
Диагностика нейропсихолога (для школьников)
90 мин
|
220.00 руб.
|
|
Диагностика нейропсихолога (повторная)
60 мин
|
105.00 руб.
|
|
Занятие по нейрокоррекции (дошкольники) *
30 мин
|
55.00 руб.
|
|
Занятие по нейрокоррекции (школьники)*
50 мин
|
90.00 руб.
|
|
*Занятие проводятся после диагностики специалистом
|
|
|
Консультация с психологической диагностикой
45 мин
|
90.00 руб.
|
|
Психологическая консультация семейного психолога (без заключения)
45 мин
|
70.00 руб.
|
|
Профдиагностика для старшеклассников и абитуриентов
45 мин
|
80.00 руб.
|
Когда ждать результатов
Первые изменения заметны уже через 3–5 недель проведения регулярных занятий. Для более выраженных и устойчивых результатов нужно время. Это занимает от 2 до 3 месяцев — в зависимости от возраста и особенностей нейропсихологического развития ребенка.
Рекомендации родителям
Чтобы занятия по программе приносили максимальный результат, родителям важно соблюдать несколько рекомендаций:
- Заниматься регулярно. Пропуски замедляют формирование новых полезных навыков.
- Наблюдать за изменениями. Важно замечать даже небольшие успехи в преодолении проблемы — это усиливает мотивацию ребенка.
- Создавать спокойную обстановку дома. Предсказуемый режим, достаточный сон и умеренная занятость снижают эмоциональную нагрузку.
- Поддерживать, а не торопить. Ребенок развивается в своем темпе. Мягкое сопровождение и принятие взрослых дают ему уверенность и внутренний ресурс для роста.
- Выполнять домашние рекомендации. Небольшие упражнения, предложенные нейропсихологом, помогают закрепить навыки и ускоряют прогресс.
Совместная работа дает ребенку возможность двигаться к цели более уверенно и чувствовать поддержку взрослых.
Есть ли противопоказания к занятиям
Нейропсихологическая коррекция относится к мягким, щадящим методам, поэтому прямых противопоказаний немного.
Занятия временно откладываются при:
- остром заболевании или повышенной температуре;
- выраженной усталости, тревожности;
- состояниях, когда ребенку требуется дополнительное обследование, медицинская помощь или наблюдение узких специалистов.
При наличии неврологических или других медицинских нарушений нейропсихолог учитывает информацию, полученную от других врачей, и адаптирует программу так, чтобы занятия были безопасными и комфортными. Если у взрослых есть сомнения, лучше заранее обсудить их на консультации — специалист подскажет оптимальный формат работы, который поможет получить наилучшие результаты.
Если вы замечаете, что ребенку нужна поддержка в обучении, поведении, эмоциональной сфере или развитии навыков — мы готовы помочь. В центре «ГимельТав» мы создаем теплую, спокойную и профессиональную среду, где каждый ребенок может раскрыть свои возможности и почувствовать уверенность в себе. Записывайтесь на консультацию!
Адаптивная физическая культура
Адаптивная физическая культура (АФК) - это составная часть физической культуры, ориентированная на удовлетворение потребности в физическом совершенствовании и адаптацию к условиям жизнедеятельности инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития.
Запуск речи
Способность говорить не передается человеку с рождения, речь формируется в процессе роста и развития при определенных условиях. Крайне важно своевременно помочь детям, которые испытывают трудности с речью, заговорить, дать толчок для запуска речи.
Детский нейропсихолог
Нейропсихологическая консультация помогает понять причины трудностей ребёнка, получить профессиональную оценку его состояния и чёткие рекомендации, с чего начать поддержку и куда двигаться дальше.
Логопед
Услуга детской логопедии обладает рядом преимуществ: ранняя диагностика и многопрофильный подход, индивидуальные программы и инновационные методики для коррекции речи. Помогаем детям развить чёткую речь, словарный запас и уверенность в общении.
Музыкальная терапия
Музыкальная терапия в используется с целью профилактики и коррекции речевых и психофизических нарушений у детей.
Логопедический массаж
Логопедический массаж — это технология, помогающая улучшить звукопроизношение у детей, подростков и взрослых. Чаще используется в работе с детьми, в том числе для запуска речи при задержке речевого развития.