Диагностика и лечение задержки моторного развития
Освоение навыков движения и координации у младенцев проходит поэтапно: от базовых до более сложных (ползание, ходьба). Своевременное психомоторное развитие ребенка — это один из главных показателей его физического и психического здоровья. Задержка моторного развитие до года требует от родителей обращения к врачу для выявления причины, связанной с проблемой формирования двигательных навыков.
Особенности психомоторного и речевого развития ребенка
На первом году жизни у малыша развивается координация движений, понимание речи, появляются первые слоги и слова. Ребенок постепенно учится держать головку, переворачиваться, садиться и вставать без опоры, ползать, ходить сначала при поддержке, а затем самостоятельно. О задержке моторного развития свидетельствует более позднее проявление возрастных двигательных навыков.
Как проводится оценка психомоторного и речевого развития
Чтобы определить, насколько соответствуют норме двигательные навыки малыша, необходим осмотр, который проводят педиатры, детские неврологи. Для этого наблюдают за младенцем в динамике. Для диагностики используют календарный метод, в котором указаны нормы развития малышей в определенные месяцы. Им легко пользоваться родителям.
Основные этапы формирования моторных навыков у младенцев до года:
|
Возраст |
Основные навыки |
|
1-3 месяца |
|
|
4-6 месяцев |
|
|
7-9 месяцев |
|
|
10-12 месяцев |
|
Это средние нормы развития, поскольку темп у каждого ребенка разный. Незначительное отставание не является нарушением, однако при сильной задержке моторного и речевого развития нужно обратиться к врачу для диагностики и лечения.
Симптомы отставания в моторном развитии
Несмотря на то, что у каждого ребенка есть свои особенности психомоторного развития, врачи-неврологи выделяют ряд признаков, которые указывают на нарушение двигательной активности. К ним относятся:
- заторможенность, вялое сосание, плохая реакция на свет и звук у новорожденного младенца;
- ребенок не удерживает голову в вертикальном положении или лежа на животе в период с 1 по 3 месяц;
- отсутствие интереса к игрушкам и другим ярким предметом;
- малыш не переворачивается, зависает при попытке взрослого поднять его за ручки в положение сидя в возрасте 4-5 месяцев;
- в 7-8 месяцев ребенок не сидит без опоры, не умеет ползать и вставать с поддержкой;
- к 8-10 месяцам отсутствует способность брать мелкие предметы большим и указательным пальцем;
- к 12 месяцам малыш не умеет стоять самостоятельно или с поддержкой;
- в возрасте 11-12 месяцев ребенок не пытается ходить даже держась за руку взрослого или опираясь на мебель.
О задержке моторного развития свидетельствуют проблемы с равновесием и координацией движений у малыша после того, как он научится ходить. Такие дети часто спотыкаются и падают, плохо контролируют движение рук и ног. Отставание в формировании двигательных навыков неизбежно влечет за собой торможение психического развития. У детей отмечают задержку развития речи, сложности с саморегуляцией, социальным взаимодействием, формированием навыков гигиены.
Причины задержки моторного развития
Нарушение формирования двигательных навыков, в том числе мелкой моторики руки, вызваны следующими причинами:
- генетические синдромы и аномалии, например, синдром Дауна;
- пороки развития центральной нервной системы;
- врожденные аномалии опорно-двигательного аппарата, например, дисплазия тазобедренного сустава;
- поражение центральной нервной системы, вызванные гипоксией, интоксикацией во время внутриутробного развития;
- недоношенность, рождение ребенка в многоплодной беременности;
- родовые травмы;
- употребление алкогольных напитков или наркотиков матерью во время беременности;
- неврологические нарушения.
Врачи выделяют также психосоциальные факторы, которые могут отрицательно сказаться на развитии малыша. К ним относятся неправильный уход, педагогической запущенность ребенка, плохое питание, неблагоприятные условия проживания в семье.
Диагностика и лечение
Диагноз задержки моторного развития ставят на основе клинического осмотра, опроса родителей, неврологических и психологических тестов. К дополнительным методам диагностики относятся ЭЭГ для оценки активности мозга, лабораторные анализы для выявления инфекций, нарушений обмена веществ, генетических заболеваний.
Чем раньше начать лечение, тем лучших результатов можно достичь при коррекции. В лечении применяют комплексный подход. Он включает лекарственную терапию, проведение физиотерапевтических процедур, массажей, занятия с нейропсихологом, дефектологом, логопедом. Врачи рекомендуют занятия на фитболе, плавание, кинезитерапию.
Почему стоит обратиться в «ГимельТав»
Опытные педагоги нашего центра коррекционной помощи оказывают всестороннюю поддержку детям с задержкой психомоторного развития. Наши преимущества:
- индивидуальный подход к каждому ребенку;
- разнообразные занятия и интересные активности для детей;
- формирование навыков координации, моторики, логического мышления в игровой форме;
- безопасная среда, которая обеспечивает комфорт ребенка во время занятий.
Мы обеспечиваем комплексный подход, который включает занятия с логопедами, нейропсихологическую коррекцию, развитие когнитивных функций. Чтобы записаться на занятия в нашем центре, звоните по телефону или оставляйте заявку обратной связи на сайте.
Адаптивная физическая культура
Адаптивная физическая культура (АФК) - это составная часть физической культуры, ориентированная на удовлетворение потребности в физическом совершенствовании и адаптацию к условиям жизнедеятельности инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития.
Запуск речи
Способность говорить не передается человеку с рождения, речь формируется в процессе роста и развития при определенных условиях. Крайне важно своевременно помочь детям, которые испытывают трудности с речью, заговорить, дать толчок для запуска речи.
Детский нейропсихолог
Нейропсихологическая консультация помогает понять причины трудностей ребёнка, получить профессиональную оценку его состояния и чёткие рекомендации, с чего начать поддержку и куда двигаться дальше.
Логопед
Услуга детской логопедии обладает рядом преимуществ: ранняя диагностика и многопрофильный подход, индивидуальные программы и инновационные методики для коррекции речи. Помогаем детям развить чёткую речь, словарный запас и уверенность в общении.
Музыкальная терапия
Музыкальная терапия в используется с целью профилактики и коррекции речевых и психофизических нарушений у детей.
Логопедический массаж
Логопедический массаж — это технология, помогающая улучшить звукопроизношение у детей, подростков и взрослых. Чаще используется в работе с детьми, в том числе для запуска речи при задержке речевого развития.