Мы используем файлы cookie для улучшения вашего опыта использования сайта. Это позволяет нам анализировать, как посетители взаимодействуют с сайтом, и делать его лучше. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Подробную информацию вы найдете в политике в отношении обработки файлов cookies.

  • Минск, Проспект мира 2-275​ (старый аэропорт)
  • Без выходных с 9.00 до 20.00
    • Минск, Проспект мира 2-275​ (старый аэропорт)
    • Без выходных с 9.00 до 20.00
    • +375 44 779-88-11

    Диагностика и лечение задержки моторного развития

    Диагностика и лечение задержки моторного развития

    Освоение навыков движения и координации у младенцев проходит поэтапно: от базовых до более сложных (ползание, ходьба). Своевременное психомоторное развитие ребенка — это один из главных показателей его физического и психического здоровья. Задержка моторного развитие до года требует от родителей обращения к врачу для выявления причины, связанной с проблемой формирования двигательных навыков.

    Особенности психомоторного и речевого развития ребенка

    На первом году жизни у малыша развивается координация движений, понимание речи, появляются первые слоги и слова. Ребенок постепенно учится держать головку, переворачиваться, садиться и вставать без опоры, ползать, ходить сначала при поддержке, а затем самостоятельно. О задержке моторного развития свидетельствует более позднее проявление возрастных двигательных навыков.

    Как проводится оценка психомоторного и речевого развития 

    Чтобы определить, насколько соответствуют норме двигательные навыки малыша, необходим осмотр, который проводят педиатры, детские неврологи. Для этого наблюдают за младенцем в динамике. Для диагностики используют календарный метод, в котором указаны нормы развития малышей в определенные месяцы. Им легко пользоваться родителям. 

    Основные этапы формирования моторных навыков у младенцев до года:

    Возраст 

    Основные навыки

    1-3 месяца

    • Уверенно держит голову лежа на животе
    • Следит глазами за игрушками, с интересом реагирует на звуки и речь родителей
    • Фиксирует взгляд, улыбается

    4-6 месяцев

    • Уверенно переворачивается с живота на спину и обратно 
    • Сидит с поддержкой
    • Опирается на вытянутые руки, когда лежит на животе
    • Берет предметы

    7-9 месяцев

    • Сидит самостоятельно
    • Начинает ползать
    • Может подниматься, держась за опору

    10-12 месяцев

    • Ходит, держась за опору или за руки
    • Может стоять несколько секунд без поддержки
    • Играет с предметами, кладет их и достает из емкости
    • Делает первые самостоятельные шаги

     

    Это средние нормы развития, поскольку темп у каждого ребенка разный. Незначительное отставание не является нарушением, однако при сильной задержке моторного и речевого развития нужно обратиться к врачу для диагностики и лечения.

    Симптомы отставания в моторном развитии

    Несмотря на то, что у каждого ребенка есть свои особенности психомоторного развития, врачи-неврологи выделяют ряд признаков, которые указывают на нарушение двигательной активности. К ним относятся: 

    • заторможенность, вялое сосание, плохая реакция на свет и звук у новорожденного младенца; 
    • ребенок не удерживает голову в вертикальном положении или лежа на животе в период с 1 по 3 месяц; 
    • отсутствие интереса к игрушкам и другим ярким предметом; 
    • малыш не переворачивается, зависает при попытке взрослого поднять его за ручки в положение сидя в возрасте 4-5 месяцев; 
    • в 7-8 месяцев ребенок не сидит без опоры, не умеет ползать и вставать с поддержкой; 
    • к 8-10 месяцам отсутствует способность брать мелкие предметы большим и указательным пальцем; 
    • к 12 месяцам малыш не умеет стоять самостоятельно или с поддержкой; 
    • в возрасте 11-12 месяцев ребенок не пытается ходить даже держась за руку взрослого или опираясь на мебель. 

    О задержке моторного развития свидетельствуют проблемы с равновесием и координацией движений у малыша после того, как он научится ходить. Такие дети часто спотыкаются и падают, плохо контролируют движение рук и ног. Отставание в формировании двигательных навыков неизбежно влечет за собой торможение психического развития. У детей отмечают задержку развития речи, сложности с саморегуляцией, социальным взаимодействием, формированием навыков гигиены.

    Причины задержки моторного развития

    Нарушение формирования двигательных навыков, в том числе мелкой моторики руки, вызваны следующими причинами: 

    • генетические синдромы и аномалии, например, синдром Дауна;
    • пороки развития центральной нервной системы; 
    • врожденные аномалии опорно-двигательного аппарата, например, дисплазия тазобедренного сустава; 
    • поражение центральной нервной системы, вызванные гипоксией, интоксикацией во время внутриутробного развития;
    • недоношенность, рождение ребенка в многоплодной беременности;
    • родовые травмы; 
    • употребление алкогольных напитков или наркотиков матерью во время беременности; 
    • неврологические нарушения.

    Врачи выделяют также психосоциальные факторы, которые могут отрицательно сказаться на развитии малыша. К ним относятся неправильный уход, педагогической запущенность ребенка, плохое питание, неблагоприятные условия проживания в семье.

    Диагностика и лечение

    Диагноз задержки моторного развития ставят на основе клинического осмотра, опроса родителей, неврологических и психологических тестов. К дополнительным методам диагностики относятся ЭЭГ для оценки активности мозга, лабораторные анализы для выявления инфекций, нарушений обмена веществ, генетических заболеваний.

    Чем раньше начать лечение, тем лучших результатов можно достичь при коррекции. В лечении применяют комплексный подход. Он включает лекарственную терапию, проведение физиотерапевтических процедур, массажей, занятия с нейропсихологом, дефектологом, логопедом. Врачи рекомендуют занятия на фитболе, плавание, кинезитерапию.

    Почему стоит обратиться в «ГимельТав»

    Опытные педагоги нашего центра коррекционной помощи оказывают всестороннюю поддержку детям с задержкой психомоторного развития. Наши преимущества: 

    • индивидуальный подход к каждому ребенку; 
    • разнообразные занятия и интересные активности для детей;
    • формирование навыков координации, моторики, логического мышления в игровой форме; 
    • безопасная среда, которая обеспечивает комфорт ребенка во время занятий. 

    Мы обеспечиваем комплексный подход, который включает занятия с логопедами, нейропсихологическую коррекцию, развитие когнитивных функций. Чтобы записаться на занятия в нашем центре, звоните по телефону или оставляйте заявку обратной связи на сайте.

    Вас может заинтересовать
    Адаптивная физическая культура

    Адаптивная физическая культура (АФК) - это составная часть физической культуры, ориентированная на удовлетворение потребности в физическом совершенствовании и адаптацию к условиям жизнедеятельности инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития.

    Запуск речи

    Способность говорить не передается человеку с рождения, речь формируется в процессе роста и развития при определенных условиях. Крайне важно своевременно помочь детям, которые испытывают трудности с речью, заговорить, дать толчок для запуска речи.

    Детский нейропсихолог

    Нейропсихологическая консультация помогает понять причины трудностей ребёнка, получить профессиональную оценку его состояния и чёткие рекомендации, с чего начать поддержку и куда двигаться дальше.

    Логопед

    Услуга детской логопедии обладает рядом преимуществ: ранняя диагностика и многопрофильный подход, индивидуальные программы и инновационные методики для коррекции речи. Помогаем детям развить чёткую речь, словарный запас и уверенность в общении.

    Музыкальная терапия

    Музыкальная терапия в  используется с целью профилактики и коррекции речевых и психофизических нарушений у детей. 

    Логопедический массаж

    Логопедический массаж — это технология, помогающая улучшить звукопроизношение у детей, подростков и взрослых. Чаще используется в работе с детьми, в том числе для запуска речи при задержке речевого развития.