Мы используем файлы cookie для улучшения вашего опыта использования сайта. Это позволяет нам анализировать, как посетители взаимодействуют с сайтом, и делать его лучше. Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Подробную информацию вы найдете в политике в отношении обработки файлов cookies.

  • Минск, Проспект мира 2-275​ (старый аэропорт)
  • Без выходных с 9.00 до 20.00
    • Минск, Проспект мира 2-275​ (старый аэропорт)
    • Без выходных с 9.00 до 20.00
    • +375 44 779-88-11

    Коррекция дисграфии

    Коррекция дисграфии

    Что такое дисграфия

    Дисграфия – это патология, которая характеризуется большими проблемами при написании букв и слов. Вызывает ее плохая сформированность психических функций, ответственных за контроль над письменной речью. Это может негативно сказаться на всей жизни человека, его способности к обучению, успехам в учебе

    При этой проблеме возникают большие сложности во время написания слов, поскольку человек пропускает много букв и заменяет их другими, во многих случаях даже не похожими по произношению. В результате написанное ребенком не может прочесть даже он сам. Проявляется эта проблема примерно у 53% учеников 2-х и у 35% учащихся 5-х классов. Поскольку письменная речь и чтение взаимосвязаны, нарушения при письме чрезвычайно часто сопровождаются трудностями и во время чтения.

    При дисграфии могут проявляться трудности в эмоционально-волевой сфере, а также проблемы с памятью, мышлением, восприятием и зрительным анализом. Без длительной коррекции дисграфия сама по себе не проходит.

    Симптомы дисграфии у детей

    Основным симптомом, указывающим на дисграфию, считаются очень стойкие ошибки на письме, совершенно не связанные с правилами правописания. К часто встречающимся ошибкам относятся:

    • пропуски и перестановки отдельных букв и целых слогов;
    • лишние буквы и целые слоги;
    • несогласованность слов;
    • замена похожих по начертанию или по произношению букв;
    • нарушение раздельности или слитности слов.

    Кроме того, при диагностировании дисграфии могут выявить гиперактивность, неврологические проблемы, сниженную работоспособность и уменьшенный объем памяти. Эти проявления напрямую с речью не связаны.

    Причины развития у детей

    Выделяют такие основные причины развития дисграфии:

    • органические – вызвать такую проблему может поражение головного мозга ребенка или его недоразвитие (к этому могут привести патологическая беременность, полученные при родах травмы, энцефалит, менингит, ЧМТ, инфекционные заболевания, которые негативно сказываются на состоянии нервной системы);
    • социально-психологические – в таких случаях причиной появления проблем с письмом может быть нечеткая устная речь у членов семьи ребенка, невнимательное отношение к его речи со стороны его родителей;
    • социальные и средовые – такие факторы возникают в благополучных с социальной точки зрения семьях, в которых родители предъявляют к своему ребенку завышенные требования (например, если ребенка слишком рано начинают обучать грамоте или если его отдают в школу слишком маленьким, когда он еще не готов психологически), и в семьях, где родители говорят на двух языках.

    Причины дисграфии могут быть разными, но все они влияют на формирование речи и навыков письма ребёнка.

    Виды дисграфии

    По силе выраженности выделяют аграфию и дисграфию. Под аграфией подразумевается первичная неспособность человека к овладению навыками письма. При дисграфии письменная речь хоть и искажена, но использовать ее в качестве средства общения все же возможно.

    Различают 5 форм дисграфии и большое количество их сочетаний:

    • артикулярно-акустическую;
    • акустическую;
    • аграмматическую;
    • оптическую;
    • вызванную несформированностью языкового анализа и синтеза.

    При артикуляционно-акустической форме человек не только неправильно записывает буквы, но и испытывает затруднения с их произношением.

    Акустическая дисграфия – наиболее распространенная форма этой патологии. Она вызывается наличием проблем, которые связаны с восприятием звуков. При этом ребенок заменяет на письме буквы близкими по произношению.

    Аграмматическая форма диагностируется, когда человек путает падежи и спряжения, делает много ошибок при записывании словосочетаний и целых предложений, неправильно меняет окончания. При такой форме также может сильно проявляться скудность словарного запаса.

    При оптической форме причина возникновения проблемы – недостаточно развитое зрительно-пространственное восприятие. В результате чего ребенок может не дописывать части букв или пририсовывать к ним дополнительные элементы.

    При форме дисграфии, вызванной несовершенным синтезом и анализом, человек может менять местами начало и конец слов, непреднамеренно переставлять и пропускать буквы в словах, путать целые слоги.

    Диагностика дисграфии

    Во всех детских садиках проводят профилактику этой проблемы, однако у части первоклассников дисграфия впоследствии все-таки диагностируется. Причем официально диагноз «дисграфия» ставят только в возрасте от 9 лет. В этом возрасте у человека должны быть хорошо сформированы навыки письма, поэтому диагностика является достоверной.

    Чтобы диагностировать дисграфию, нужно исключить дефекты зрения (у офтальмолога) и слуха (у ЛОРа). Также может потребоваться пройти обследование у детского невролога и опытного детского логопеда. Основная задача диагностирования дисграфии – ее разграничение с обыкновенным незнанием человеком правил правописания. Также важным является определение ее формы.

    Обследование включает проверку зрения, слуха, ЦНС, а также изучение и анализ:

    • ранее написанных письменных работ;
    • общего и речевого развития;
    • речевой моторики и строения артикуляционного аппарата;
    • состояния фонематического анализа и синтеза, способности разделять звуки на слух, обширности словарного запаса и т.п.

    После тщательного изучения всего этого обращаются к непосредственному обследованию письменной речи, для чего человеку дают задание на переписывание текста, составление описания по предоставленной картинке, записывание под диктовку, чтение вслух слов и текстов. И уже после обработки результатов этого обследования письма формируется окончательное заключение. Из инструментальных методов диагностики дисграфии может потребоваться МРТ, электроэнцефалография, дуплексное сканирование шейных позвонков и даже проведение сканирования сосудов мозга.

    Диагностика у детей младшего школьного возраста

    Дисграфия у младших школьников наблюдается очень часто – примерно у половины. При проведении диагностики дисграфии у детей младшего школьного возраста признаками этого заболевания считаются:

    • медлительность, которая наблюдается при написании; 
    • очень неразборчивый почерк; 
    • подмена прописных букв строчными; 
    • смещение строк, при котором слова то съезжают вниз, то поднимаются. 

    Во время обследования юных пациентов внимательно изучаются особенности их внутриутробного развития и обстоятельства жизни первых лет, собирается информация о патологиях самых близких родственников, а также о болезнях и травмах самого ребенка, изучается обстановка в его семье.

    Лечение дисграфии

    Исправление дисграфии у ребенка требует индивидуального подхода. В некоторых случаях может также потребоваться пройти лечение у невролога, эндокринолога или детского психиатра. Освоение письменной речи может осложняться из-за таких проблем, как онкология, нарушения сердечно-сосудистой системы, нейроинфекции, ЧМТ, психологическая травма. В этом случае перед тем как бороться с дисграфией, требуется сначала вылечить эти заболевания.

    Если же причины возникновения проблем с письменной речью не связаны с органическими причинами, то занимается лечением дисграфии логопед. Однако иногда также может потребоваться наряду с регулярными занятиями с логопедом принимать комплексы витаминов, антидепрессанты, стимуляторы ЦНС, проходить физиотерапевтические процедуры, массаж, ЛФК.

    Прогноз и профилактика у дошкольников

    В нашем обществе грамотная устная и письменная речь – показатель интеллектуальных способностей человека и его образованности. Однако в случае маленьких детей этот критерий не применим. Проблемы с письменной речью, которые проявляются у многих детей дошкольного возраста со временем (вследствие обычного роста и развития, посещения садика, занятий на кружках, общения с членами семьи и детьми на детских площадках) проходят, поскольку это не дисграфия.

    То есть предотвратить возникновение этого заболевания во многих случаях можно до начала обучения ребенка в школе, если уделять этому вопросу достаточно внимания и позаботиться о поддержании соответствующей атмосферы в семье. Для этого родители должны играть со своим ребенком в развивающие игры, расширять его словарный запас, корректировать речевые ошибки.

    Если своевременно не диагностировать и не проводить лечение дисграфии у школьников, то сама собой эта проблема не исчезнет. Вероятность развития дисграфии высока в случае общего недоразвития речи, что может спровоцировать заикание, замедленный темп созревания психических функций.

    Помочь решить проблемы с письмом смогут занятия с опытным логопедом. При условии проведения регулярных занятий успеха в первый год занятий достигает уже 70% детей. Своевременное правильное лечение позволит предотвратить появление у ребенка стресса и тревожности при занятиях письмом, исключит низкую скорость письма, поможет предотвратить проблемы с грамматикой и пунктуацией. Поэтому, для того чтобы повысить успеваемость ребенка, предотвратить у него появление серьезных затруднений в обучении, при подозрении на наличие дисграфии обращайтесь к специалистам.

    Как может помочь коррекционный центр «ГимельТав»

    На вопрос о том, можно ли вылечить дисграфию, специалисты центра «ГимельТав» отвечают всегда положительно. Ведь у нас работают квалифицированные опытные педагоги, имеющие профильное образование и большой опыт.

    Мы работаем с детьми, имеющими разные особенности развития: церебральный паралич, аутизм, задержка психоречевого или речевого развития. В каждом случае нами учитываются потребности ребенка, его возраст, интересы и потребности. Поэтому он получает всю необходимую ему помощь. Кроме того, занятия в нашем центре способствуют развитию у детей логического мышления, моторики, воображения и творческих способностей.

    Мы позаботились о создании уютной и безопасной для детей обстановки, а также комфортной атмосферы. У нас дети не только избавляются от дисграфии, но и получают новые знания, осваивают полезные навыки, развивают таланты, учатся взаимодействовать друг с другом.

    Вас может заинтересовать
    Адаптивная физическая культура

    Адаптивная физическая культура (АФК) - это составная часть физической культуры, ориентированная на удовлетворение потребности в физическом совершенствовании и адаптацию к условиям жизнедеятельности инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития.

    Запуск речи

    Способность говорить не передается человеку с рождения, речь формируется в процессе роста и развития при определенных условиях. Крайне важно своевременно помочь детям, которые испытывают трудности с речью, заговорить, дать толчок для запуска речи.

    Детский нейропсихолог

    Нейропсихологическая консультация помогает понять причины трудностей ребёнка, получить профессиональную оценку его состояния и чёткие рекомендации, с чего начать поддержку и куда двигаться дальше.

    Логопед

    Услуга детской логопедии обладает рядом преимуществ: ранняя диагностика и многопрофильный подход, индивидуальные программы и инновационные методики для коррекции речи. Помогаем детям развить чёткую речь, словарный запас и уверенность в общении.

    Музыкальная терапия

    Музыкальная терапия в  используется с целью профилактики и коррекции речевых и психофизических нарушений у детей. 

    Логопедический массаж

    Логопедический массаж — это технология, помогающая улучшить звукопроизношение у детей, подростков и взрослых. Чаще используется в работе с детьми, в том числе для запуска речи при задержке речевого развития.