Василевич Вадим
Обучается в БГУФК по специальности "физическая культура детей дошкольного возраста"
Регулярно повышает квалификацию, посещая семинары и тренинги по адаптивной физической культуре для детей с особенностями психофизического развития
Участник проекта "Минская смена-2024" по направлению "спорт и туризм" (тема - "Программы физического воспитания для детей с расстройствами аутистического спектра")
Адаптивная физическая культура (АФК) - это составная часть физической культуры, ориентированная на удовлетворение потребности в физическом совершенствовании и адаптацию к условиям жизнедеятельности инвалидов и лиц с особенностями психофизического развития.
Занятия адаптивной физической культурой для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) особенно важны, так как они способствуют снятию эмоционального напряжения, развивают имитационные способности, навыки произвольной организации движений, помогают не только физически развить ребенка с РАС, но также и развивают коммуникативные навыки, навыки взаимодействия в коллективе. Адаптивная физическая культура развивает навыки адаптации ребенка с аутизмом к жизни в обществе через его социализацию.
Во всем мире отмечается увеличение числа детей с аутизмом. За последние пять лет в нашей стране количество детей, которым был установлен такой диагноз, увеличилось в 2 раза. Необходимо помнить о том, что взаимосвязь двигательного (моторного) и психического (умственного) развития у детей подтверждена многочисленными научными исследованиями, опубликованными в отечественной и зарубежной литературе.
Индивидуальная программа физического воспитания для детей с РАС включает в себя:
- Предварительный этап (анкетирование родителей, знакомство с ребенком)
- Начальный этап (диагностика развития моторной и коммуникативной сферы ребенка, составление тренировочной программы)
- Основной этап (реализация программы в ходе регулярных занятий и дополнительных мероприятий)
- Завершающий этап (итоговая диагностика; анализ динамики показателей двигательной активности, обсуждение перспектив дальнейшего развития двигательных навыков)
Важным аспектом является то, что любые инструкции и упражнения нужно предлагать в наглядной форме, просто и доступно объяснять, повторять несколько раз с одной и той же последовательностью, одними и теми же выражениями.
В результате постоянных занятий АФК у детей с РАС отмечается:
- улучшения в двигательной сфере
- улучшения в сенсорной сфере
- обучение игровой деятельности
- формирование коммуникативных навыков
- улучшение поведения
- формирование социально-бытовых навыков
- социализация (в т.ч. семьи ребенка)
- коррекция избыточного веса.
- укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной системы
Кроме того, не мене значимой является работа с родителями:
- Обучение родителей взаимодействию со своим ребенком на тренировках
- Обучение родителей основам теории адаптивной физической культуры и выполнению практических упражнений с ребенком
- Социализация всей семьи посредством посещения различных спортивных мероприятий, адаптивных секций, адаптивных спортивных соревнований